20 °C

Евгений Витмановский: "Соревнования это круче, чем просто потусить"

(Редактор)

Я был во многих городах-странах, но нигде особо не гулял. Соревнования это гораздо круче, чем просто потусить

 
Например, такие соревнования, как чемпионат мира? Как ты на него попал?
До чемпионата мира я добрался на международной гонке 2008 года в Москве. Я сам не понял, как получилось, что я опередил всех своих сверстников, многим из которых еще за неделю до отбора я проигрывал, но в общем зачете я был на 7 месте, а в категории до 23 лет на втором.
А сам Чемпионат мира проводился в Италии. Нам дали чуть меньше недели на подготовку, но на трассу пускали только в строго определенное время, по четыре часа в день. Это объективно мало, рельеф сложный, а плюс еще дожди шли… в общем ездить было невозможно и большую часть трассы мы просто ходили пешком. Хорошо, что к самим гонкам она все-таки подсохла. Но тогда я понял, что чем сложнее трасса, тем лучше, в России потом дороги простыми долгое время казались. 
За эти соревнования я приобрёл огромный опыт, посмотрел, как ездят сильнейшие, легенды спорта и не только в кросс-кантри, но и в шоссейных гонках, и в ДХ. Просто на велосипеды чемпионов посмотреть – уже интересно. Там даже такие были, которых еще и в продаже то нет, но лидеры их уже обкатывают.
 
Велосипед видимо играет не малую роль, какой ты выбрал для себя?
Сейчас у меня можно сказать, никакого велосипеда нет, но для местных соревнований этого должно хватить. А вот в прошлом году на спартакиаде молодежи он у меня был очень дорогой, хороший и профессиональный. Но покупался именно для этих соревнований училищем олимпийского резерва, а его я уже закончил, так что велик пришлось отдать.
 
Каково учиться в таком специфическом месте, как училище олимпийского резерва?
Условия там отличные, соревнования оплачивали, давали экипировку. Кроме образовательных предметов там есть такие, которые непосредственно связаны со спортом. Та же анатомия очень помогает. Ты уже знаешь, какие группы мышц, как работают, и не просто тренируешься, а понимаешь, что делаешь и для чего. Когда я попал в список сборной России, посещение стало свободным, только зачеты, потому что всегда был в разъездах. На первом месте там спортивные достижения. Училище мне многое дало, своими силами я бы столько не добился: тренер, большая материальная помощь, куча поездок.
 
А попал я туда просто - узнал, что у нас существует такое обучение, где можно в свое удовольствие заниматься спортом и одновременно получать образование и захотел там учиться. Я на тот момент уже выполнил КМС, хорошо выступил на чемпионате России – 5 место и спартакиаде школьников, и по этим итогам меня зачислили. Хотя спартакиада и была для меня первым серьезным мероприятием в жизни. Физическую форму я еще не наработал, чего можно ожидать всего после года тренировок? Тем не менее, выступил достойно, занял 7 место, чего от себя никак не ожидал.
 
Как начинались твои занятия, что всего через год ты оказался уже на реальных соревнованиях России?
Начало было неожиданным. После небольшого периода «покатушек» ко мне просто подошел тренер и спросил, не хочу ли я заниматься. И понеслось… Первую неделю я привыкал к педалям нормального велосипеда, где ботинок пристегивается, чтобы фиксировать ногу. Из-за этого часто падал и нехорошо думал о том, кто придумал такую систему.
 
Потом появился тренажер для баланса и техники, а затем и занятия в бассейне в обязательном порядке каждый день, которые я терпеть не мог, не понимал зачем, ведь я велосипедист.
Но тренер многое объяснил. Например, техника педалирования должна быть правильно поставлена, чтобы соответствовать определенной частоте. В кросс кантри она в среднем 90 оборотов в минуту в гору. При этом корпус не должен качаться вообще, работают ноги. Я отрабатывал это со счетом как раз около года.
 
И как тебе занятия на местных трассах?
Приморские трассы для кросс кантри подходят отлично, в России таких вообще мало. Мы очень выигрываем за счет рельефа. В той же Москве везде равнина, а у нас, куда не поедешь холмы. Но на международных гонках все конечно серьезнее. Везде датчики, даже на ногу один одевается в виде браслета, дорогу уже не срежешь. Да и сама трасса интереснее, много искусственных моментов, которые готовятся заранее со скоростными участками и подъемами.
 
Как тренируешься для таких трасс?
Я много времени проводил вне Приморья. А когда меня приняли в сборную России и в Питерскую команду, то несколько месяцев я просто тренировался на разных сборах. С питерцами тогда прошли двухмесячный сбор в Сочи. Там собираются сильнейшие команды России. Тренировки проходят на шоссейных велосипедах, чтобы набрать объем. В день проезжали порядка ста километров за 4-5 часов. Правда это со временем надоедает, особенно когда подолгу нет соревнований. Потом уехали на Кипр, где занимались еще месяца два, участвовали в соревнованиях, еще и по России ездили.
 
Случались досадные мелочи на гонках?
От проколов никто не застрахован. На отборе на Чемпионат Европы, где нужно было занять 1 или 2 место, у меня за круг до финиша, когда я был уже вторым, завоздушился тормоз и я не смог достойно приехать.
 
Или на первой спартакиаде молодежи у меня даже доехать не получилось. Я готовился к ней, ехал достаточно круто, но в середине гонки проколол сразу два колеса и на этом моя гонка закончилась. Пока я разбирался с одним, ждал камеру - насос уже прошло время. А когда сел и поехал, оказалось, что и второе колесо сдулось. И пока я добрался до пункта помощи, меня по времени сняли за отставание. А это было уже ближе к концу гонки, я был девятый, а притом, что с нами ехал Чемпион мира, это было очень даже неплохо.
 
Ты посвятил кросс-кантри наверное большую часть своей жизни, как считаешь, ты многого достиг?
Конечно, я горжусь своими достижениями. Большое спасибо всем, кто мне помогал. Кажется, что все так просто, а на самом деле за этим многое стоит. Это очень серьезная подготовка. Рад, что удалось этого добиться.