6 °C

Денис, да, да…тот самый, который Зарецкий

(Редактор)


Денис, да, да…тот самый, который Зарецкий
Подпись «Вконтакте»

О, знаменитые очки, в которых ты все время…
Открою секрет. У нас традиция, отмечать каждую гонку, поэтому, когда мы выходим на награждение на наши глаза лучше не смотреть. А еще и шампанское брызжет в разные стороны. Поэтому очки спасают от моего не очень адекватного взгляда, и помогают не залить глаза шампанским, т.е. выполняют просто кучу полезных функций.
 
А сами соревнования у вас проходят также весело?
По-разному бывает. Например, была одна гонка в 2006 г в Домбае. Там проводился кубок России. У меня велосипед упал перед стартом – плохая примета – все п.., что-то будет. Уже был готов. И точно, буквально через 200 метров рвется цепь. Вот тогда пришлось прямо конкретно «жестить». Я чуть ли не орал, с тормозов руки убирал. Весь прикол в чем? Со спуска притормозить можно, но потом-то надо ускорение брать. А без цепи как? Соответственно, надо было гнать так, чтобы прямые проезжать на быстрой скорости. Я приехал, был весь бледный, ничего не соображал. 1 место, разрыв 5 секунд. Это единственный раз, когда я ехал на грани. Тогда было за что бороться, сейчас не за что.
 
А что происходит сейчас, что пропало из соревнований?
Сейчас нет спонсоров. Кризис-кризис, сдулись-сдулись. Тренироваться нет возможности. За свой счет особо не поездишь, велосипед сломан… Я и на эти соревнования (чемпионат России 2010), можно сказать случайно попал. Занял 2 место, проиграв в доли секунды, и считаю, что проехал очень круто, потому что ни на одни выездные соревнования в этом году я не ездил. У меня было всего 3 гонки, 2 из них местных, которые даже гонками назвать нельзя, так…покатушки. Ребята уже проехали по 4 этапа кубка России, кто-то приехал из-за границы. И я здесь такой сырой, с разваливающимся велосипедом, на одном энтузиазме. Вот и все…
 
Как получилось выиграть?
Система соревнований там действует так: если ты в квалификации приезжаешь первым, то на самом финальном заезде едешь в конце. Ждать приходится долго, а жара там жуткая. Я поступил по-хитрому. Решил в квалификации ехать медленно. Но как не тормозил, как ни пытался, а все равно был шестым. Просто уже наглость была останавливаться и сидеть на трассе. В итоге потренировался, поел, поспал в номере и приехал как раз к своему заезду бодренький, отдохнувший. А все красные, мокрые сидят, ждут.
Мне еще не повезло в гонке, поэтому и проиграл. На крутом повороте с обратным градусом перенервничал, зацепил березку, практически остановился. Потерял секунды 2-3. Так бы был первым. Решил, что не везет, и ладно, хрен с ним. Главное живой. Там просто 95 человек стартовало, из них 12 не финишировало. Либо на носилках, либо переломались. Трасса очень серьезная была.
 
А как знакомишься с трассой?
Перед соревнованиями все расписано по дням: пеший осмотр, тренировки с остановками и без. Сам я все схватываю на лету. Например, на этих соревнованиях трасса была совсем новая, ее никто не знал. Я сел на велосипед и очень медленно поехал, просто катился, запоминал. Еще мы командой снимали дорогу на видео, камеры ставили, потом просматривали. Т.к. бывают некоторые моменты, которые ты можешь не заметить. Например, очень крутые повороты. Мы их срезками называем. Там все едут по одной траектории, а надо посмотреть, может есть и другая. А обычно я всегда тренируюсь без остановок. Если у меня какой-то поворот плохо получился, я не зацикливаюсь на этом.
 
Ошибка молодых райдеров в том, что они отрабатывают трассу частями. Но так ты отдыхаешь, силы восстанавливаешь. А если проезжаешь все полностью, там и дыхание сбивается, и руки забиваются, координация нарушается. К середине трассы ты уже не сможешь нормально пройти отработанный участок. Поэтому тренироваться надо без остановок, запоминать все в режиме нон-стоп, чтобы ты смог грамотно распределить свои силы. Это моя личная система тренировок и такой же системой чемпион мира пользуется.
 
Что для тебя самое сложное?
Самое сложное – это психологически перебороть себя на старте. Если ты едешь для себя, чтобы узнать свои силы, то не особо нервничаешь. А когда за плечами ответственность, ты представляешь Владивосток, за тебя здесь болеют, и ты знаешь, что можешь выиграть, но есть ребята, которые тоже могут, начинается мандраж. Вот это надо перебороть.
 
Как все начиналось?
Профессионально? Я год откатался на своем первом горном велосипеде, а потом узнал, что у нас есть клуб, где проводят соревнования и все… у меня башню сорвало. Начинал заниматься здесь, но весь мой опыт, все чего я добился – это благодаря выездным соревнованиям. Я раньше очень много ездил: 95 часов с мая по август провел в воздухе в самолете. Я приезжал сюда в месяц буквально дня на четыре.
А на двухколесных я с рождения. В 6 лет уже сидел на мотоцикле, гонял мотокросс. Мне все время нравилось именно два колеса: мотоциклы, велосипеды горные. Машины? Машины так, не особо впечатляют.
 
Как можно в 6 лет сесть на мотоцикл?
Сел и поехал. Мне папа с Японии привез кроссовый детский мотоцикл с тремя передачами. Но он и сам на нем за машиной в гараж ездил. Там были такие высокие колеса, что я едва доставал до пола. Отец меня держит, я сажусь, включаю скорость, газ, еду, а там уже как-нибудь остановлюсь. Но на самом деле в 6 лет я уже ключицу из-за него сломал, а сел я на мотоцикл в пять.
 
Как-нибудь остановиться это, наверное, больно. Есть ли техника как правильно падать?
Я специально не учился, единственное знаю, что надо группироваться. У меня это, наверное, с рождения, как-то все автоматически получается. Видимо потому, что раньше много падал – сильно нервничал на соревнованиях. А иногда мне это даже нравится. Кувыркнусь на скорости и так колбаснет, что дух захватывает, секунда, и ты уже на ногах стоишь.
 
Я недавно упал. Грубо говоря, даже не упал. Ехал на скорости, хотел остановиться, а там камни. Я через руль перелетел и по ним спиной. Защитой я сейчас не пользуюсь, вот сзади 2 интересных расчеса и образовались. В номер пришел мыться, а мне ребята говорят: «Ну все, домой вернешься и не отмажешься». Приезжаю домой, а тут девушка… Так что «забел» может быть такой!
 
Почему сейчас ты ездишь без защиты?
Сначала катался полностью в защите, опыта мало, дурной был, не чувствовал свою грань. Сейчас чувствую и падения минимизированы. Хотя раньше скорость была другая, я ездил медленнее, и не особо это было чревато. На той скорости, на которой я летаю сейчас, падение размножит меня в пух и прах. Поэтому нужно думать головой и не прыгать выше нее. Нельзя, чтобы мозг отставал от рук, от действий тела, т.к. когда скорость набираешь, он не успевает перерабатывать информацию. А ты же не по асфальту едешь, там неровности и надо все схватывать на лету. Участки могут быть такие, что даже на попке вниз не спустишься, проще на велосипеде.
 
И вот ты несешься на скорости, а внизу крутой поворот. Надо сразу увидеть точку опоры, в которую упрешься. Конечно, можно пытаться остановиться и аккуратно проехать, но если хочешь выиграть, ты должен лететь. Тормоза отпускаешь, велосипед кладешь, и он упирается в максимальную точку, чтобы тебя не выбросило, не скинуло с трассы. Плюс для торможения надо использовать рельеф: кочки, камни. Крепко держишь руль, забываешь про тормоз и по инерции едешь на кочку, тебя подбрасывает, и ты пролетаешь какой-то участок дороги, меньше задеваешь всяких корней. На самом деле, чем больше трамплинов, тем больше ты отдыхаешь.
 
Многие гонщики относятся к велосипеду очень нежно, а для тебя это что-то личное?
К велосипеду надо относиться к женщине, иначе он тебя сбросит. У райдеров есть много разных примет: не класть шлем на землю, не давать никому свой байк перед стартом. Только не надо с этим перебарщивать. Например, чем меньше паришься при его перевозке, тем лучше он долетает. Один раз мы летели на Чемпионат Европы в Грецию, и у моих друзей велосипеды улетели в Амстердам. Я тогда думал: «Как это так?» А тут возвращался с Шотландии, с Кубка Мира, и была у меня пересадка в Лондоне. Прилетел в Шереметьево, груз получаю – сумка есть, а велосипеда нет. Где он? А он в Лондоне остался. В принципе этот вопрос очень хорошо решился. Буквально вечером в этот же день мне его привезли.
Сейчас у меня велосипед сломан. На нем рама лопнула на чемпионате Дальнего Востока. Правда этот велосипед был предназначен для кросс-кантри, а я на нем ДХ дубасил. Тогда колесо держалось только с одного бока и ходуном ходило, но ничего, второй пришел.
 
И как ты сейчас, без велосипеда?
Без велосипеда жить сложно. Но сейчас мне надо зарабатывать деньги. Я не могу не пойти и не купить себе новую шмутку. Раньше работал в магазине «Триал-спорт». Я его практически основал, потому что катался за эту команду. Начинал с продавца, хотел быть директором, дошел только до заместителя. Плюнул на все и ушел. Думал отдохнуть недельку, но не успело и три дня пройти, как я уже опять работал. Со всех сторон стали звонить, приглашать…
 
Расскажи историю
Историю? Да историй миллион. 2003 год. Приехал в Красноярск на соревнования. Несусь с горы, падаю, лопается гидролиния на тормозе. А я-то не знаю. Вскакиваю, сажусь обратно на велик, а заднего тормоза нет. Я разгоняюсь на переднем и назад оттягиваюсь, чтобы меня не выкинуло. Задница аккуратно падает на колесо, которое по инерции крутится дальше, меня зажевывает между ним и седушкой на скорости километров 60. На мне лайкра (велосипедки и обтягивающая майка). Всю жопу разодрало просто в хлам. До сих пор шрам остался. В этот же день финал. Я проехал, все нормально, второй. А у друга день рождение, на мне все белое: футболка, шорты. Как идти? Рана кровит, кожи нет, все разодрано. Что делать? Оторвал у футболки рукав, на скотч прилепил, чтобы дойти до супермаркета, может там что-нибудь придумаю.
 
Супермаркет. Очередь. Мои ребята стоят у кассы и показывают на меня пальцем молоденькой продавщице. Я подошел, а она смотрит на меня, дико улыбаясь, и желает удачи. И тут мне друзья бах… дают пачку прокладок, еще и с крылышками клеящимися. Потом уже рассказали диалог с девушкой:
- А можно поинтересоваться, зачем вам прокладки?
- А вон тому молодому человеку, жопу заклеить…
А прокладки на самом деле классная штука. Они приклеились к заднице за крылышки, и все нормально было.


 2010

Подготовлено Анной Ивановой