8 °C

Владивостокский SUP-серфер отправляется в экспедицию из Приморья на Сахалин

Диана Костина (Текст)

Мы поговорили с Максимом Харченко о том, какие опасности будут ждать его в новой экспедиции, сколько стоит экипировка и как знакомиться с людьми и не знакомиться с медведями.



В начале мая спортсмен Максим Харченко отправится в одиночную SUP-экспедицию по следам адмирала Невельского из Приморского края на Сахалин на SUP-борде. В прошлом году серфер преодолел 280 км от Николаевска-на-Амуре до поселка Де-Кастри.

Экспедиция продлится два месяца. Отправляется в путь Максим Харченко в первой половине мая на мысе Олимпиады в Тернейском районе Приморского края. Задача — стартовать в Приморском крае и финишировать на Сахалине. Для этого нужно пройти на север 1000 км вдоль побережья Хабаровского края и перейти с материка на остров Сахалин в самом узком месте Татарского пролива. 

В прошлом году Slenergy следил за Большой хабаровской экспедицией Максима, которая продлилась три недели вместо предполагаемых трех месяцев. Спортсмен стартовал 1 июня в Николаевске-на-Амуре, прошел устье реки Амур, Татарский пролив по побережью Японского моря. Из-за погодных условий экспедицию пришлось прервать. По словам Максима Харченко, справиться с ветром, сбивающим его с курса, не было возможности. На протяжении всего пути SUP-бордер выходил на связь, а его местоположение можно было отследить по Google-картам. В этой экспедиции Максим тоже обещает выходить на связь при первой возможности. 

«В любом случае будут окна, где я буду подолгу предоставлен сам себе. Самое большое окно — в Хабаровском крае от залива Советская Гавань до залива Чихачева — 400 км дикого побережья, которые я пройду в полной тишине, и в течение месяца никто не будет знать о моем местоположении», — рассказывает путешественник.

Напомним, что в 2017 году в своей Большой приморской экспедиции спортсмен прошел на SUP от Владивостока до северной реки Самарги за 70 дней.

SUP-карьера

Сапом Максим Харченко занимается уже шесть лет. Все началось в 2014 году после знакомства с основателем SUP-движения в России Яковом Улькиным. 

— Одна девушка, встав на SUP, описала свои эмоции как «свобода и восторг». Я с ней полностью согласен. SUP — это действительно неиссякаемый источник ярких эмоций от живого общения с водой. Плюс мощный тонус, который получаешь после каждой тренировки. И огромное преимущество: процесс гребли на SUP способствует восстановлению мышц, связок и суставов после старых спортивных травм.

Организация экспедиций

Экспедиции Харченко проходят под флагом Русского географического общества, которое оказывает информационную поддержку и предоставляет площадку для публичных выступлений — отчетов по результатам экспедиций. Маршрут нового проекта проходит буквально по следам адмирала Невельского: по местам, которые насыщены драматическими событиями в период присоединения их к России в XIX веке.

— Сначала рождается идея. Она должна быть достаточно амбициозной. Если ее страшно произнести вслух, значит, это то, на что не жалко потратить год жизни. Почти восемь месяцев уходит на подготовку, благодаря которой изначально невыполнимая задача начинает приобретать реальные очертания. Жак Ив Кусто однажды сказал: «Только невыполнимые миссии добиваются успеха». У меня есть возможность убедиться в этом на практике.

По количеству непредвиденных ситуаций спортивную морскую экспедицию можно смело сравнить с маленькой военной операцией, где все идет не по плану. Есть один секрет выживания в агрессивной среде, которому обучают специальные подразделения и который я использую. Смысл его сводится к навыку хладнокровно следовать расписанию в любой ситуации. В моем случае я должен встать до восхода солнца, за один час собрать лагерь и выйти в море. А там будь что будет. Если мне это удалось, значит, все идет по плану.

Ночую я на берегу в палатке. За ночь организм должен успеть полностью восстановиться, поэтому палатка, коврики, спальный мешок, анатомическая подушка — все тщательно подобрано. Все должно обеспечить комфортный сон, причем в любую погоду.

Обычно вечером, перед сном, изучаешь карту предстоящего участка. Намечаешь несколько перспективных мест для ночевки, выбираешь места, удобные для высадки на берег, недалеко от устьев рек и ручьев. На следующий день, в зависимости от обстоятельств, разбиваешь лагерь на одном из предварительно выбранных мест. Ночь на сапе в море я не проводил, но в перспективе есть и такие планы.

Экспедиции Харченко проходят при поддержке администраций Приморского и Хабаровского краев. Туристические департаменты помогают наладить отношения с представителями администраций в отдаленных населенных пунктах и заранее договориться об оказании содействия. По словам Максима, экспедиция дает возможность встретиться с новыми интересными людьми — рыбаками и охотниками. Чем дальше от цивилизации, тем общение проще. Они с удовольствием делятся информацией о погоде, о местности, угощают свежей рыбой, икрой, крабами, гребешками, трепангом или мясом. Часто заводятся дружеские отношения, и путешественник поддерживает связь с местными жителями и после экспедиции.

Снаряжение и стоимость экспедиции

В экспедицию Харченко берет SUP, весло, запасное весло, палатку, спальник, газовую горелку, нож и еще около 100 единиц экипировки без учета продуктов и аптечки. Общий вес снаряженного сапа на старте с запасом еды на 3–4 недели и с запасом воды на три дня составляет почти 100 кг. Если сложить полную стоимость всего снаряжения, оборудования, питания, транспортные и накладные расходы, то стоимость проекта составляет около 500 тысяч рублей. 

— Питание, транспортные и накладные расходы я оплачиваю самостоятельно благодаря друзьям, которые дают мне возможность заработать за короткое время необходимую сумму. Снаряжение и экипировку предоставляют компании на партнерских условиях. Риск очень высокий, поэтому в проекте принимает участие только самое надежное и проверенное снаряжение. Меня поддерживают российская компания BASK, американские компании Kokatat и INFINITY, английская компания Red Paddle в лице Якова Улькина, SUP-магазин «Третья Волна». Участие в моих проектах — это профессиональный вызов для моих партнеров. К примеру, вы не предоставите мне палатку, если не будете полностью уверены, что она выдержит штормовой ветер и многодневные ливни.

Характер моих экспедиций — спортивный, дистанции — марафонские, темп — максимально быстрый, как на соревнованиях, и риск — максимально высокий. Благодаря этому в прошлом году я получил предложение от компании «Олимп», самой крупной сети спортивных магазинов на Дальнем Востоке, и мы уже осуществили один совместный проект — переход на сапе iSEA через Амурский залив.

Истории из экспедиций

В каждом путешествии Максим встречает новые вызовы судьбы. Уже были встречи с акулой и медвежьими следами, что ждет Максима в следующей экспедиции, не знает и он сам.

— На мысе Муравьева в Татарском проливе я застал миграцию белых зубатых китов — белух. Я шел на сапе вдоль берега. А сотни белух шли широким фронтом, обходя мой сап справа и слева. Они неожиданно выныривали, показывая свои белые спины, делали громкий выдох и снова погружались в мутную воду. Сначала прошла волна одиноких особей, а потом пошли особи с детенышами. Я был поражен, насколько их было много. Сначала я снимал их на камеру, стоя посреди стаи, а потом просто сел на сап и стал наблюдать. Потом еще час мы шли вместе в попутном направлении. Вечером я встретил местных рыбаков и рассказал им об этом. Они расстроились и сказали: «Ну все, селедку можно не ждать». По их словам, стая белух таким образом окружает крупный косяк сельди, гонит его и ест, пока не насытится.

В этот раз будет несколько непростых моментов: предстоит обойти самый опасный мыс Хабаровского края — мыс Сюркум, который далеко выдается вглубь Татарского пролива. На подходе к заливу Чихачева нужно будет преодолеть несколько неприступных скальных бастионов длиной по 10–15 км. И кульминацией всего будет переход с материка на остров Сахалин через пролив с сильными течениями и беспорядочным волнением. И все это на фоне постоянных ночных медвежьих визитов в мой лагерь.

Философия путешественника

— Вы, наверное, удивитесь, но это безмятежность и глубокое внутреннее спокойствие. Такое ощущение бывает у человека после того, как он принял правильное решение или решился на то, чего очень долго боялся.

В процессе экспедиции ты постоянно развиваешься, приобретаешь определенные навыки. И то, что раньше казалось большой неприятностью, постепенно становится сущим пустяком. Например, выход в море на перегруженном сапе в сильную прибойную волну постепенно стал вполне решаемой задачей после приобретения определенных навыков и сноровки.

Во время пути я решаю проблемы по мере поступления. Тут важен мощный психологический настрой на успех. 

Опыт прошлой экспедиции дал мне уверенность, что я могу зайти еще дальше. От нового путешествия я жду ценного опыта и ярких эмоций, ради которых все это затевается и которыми я буду делиться с друзьями, когда вернусь.


Фотографии из личного архива Максима Харченко. 


Осваивай SUP вместе со Slenergy!