5 °C

Основы Альпинкурса от Ильи Косяченко

(Редактор)

 

 

Даже правильно зашнурованные сноубордические ботинки или умение выполнять сложные трюки на доске не спасут от снежных лавин. Выживание в горах и чтение природы – это то, чему учат инструкторов сноубординга на высших курсах по повышению квалификации в Австрии на леднике Штубай.

 

Недавно с подобных занятий вернулся Илья Косяченко, инструктор по сноубордингу из Владивостока. О том, как пройти через горы и остаться целым и невредимым, каким образом укрыться от лавины, а также о плюсах и минусах больших и маленьких горнолыжек Илья рассказал Slenergy.ru.

 

Илья, ты один из самых опытных сноубордистов Приморья. Расскажи, с чего все началось, и как в твоей жизни появился сноуборд?

 

Впервые я встал на сноуборд 6 лет назад. Все произошло достаточно спонтанно. Друг пригласил покататься. Взял доску на час, потом ее продлил до двух часов. В итоге, меня так захватило, что через неделю вернулся на горнолыжку уже со своим снаряжением. Однако и этим дело не закончилось. Спустя два года я отправился на курсы инструкторов и получил там свою первую корочку с международной категорий С. Затем сдал экзамены на категорию «B-Basic», «B», также окончил курс по фристайлу и вот сейчас вернулся с Альпинкурса. Это специальные занятия, где инструкторов учат ориентированию и выживанию в горах, поиску потерявшихся и оказанию первой помощи пострадавшим и конечно же правильному и организованному «ведению» группы в качестве «горного гида». То есть всему, что связано с катанием по не подготовленным – естественным горным склонам.

 

А зачем офисному работнику такая серьезная подготовка? Может, есть планы сделать сноубординг основной профессией?

 

Основной вряд  ли, все-таки есть большая зависимость от сезона. Но моей второй профессией это уже является. В выходные я работаю инструктором. Для меня курсы – это каждый раз заметное повышение техники катания. Например, курс идет 8 дней. В течение этого времени вы отрабатываете практическую часть и оттачиваете теоретическую. Далее сдаете экзамены и получаете квалификацию, либо не сдаете и переучиваетесь.

 

Курсы очень полезны, и все, что там дается способно при стечении обстоятельств спасти жизнь вам и вашим друзьям. Если вы знаете закономерности схода лавин, сможете обойти опасные места стороной и не спровоцировать их. Большинство лавин достаточно локальны, и, как правило, провоцируются, когда сцепление между разными слоями снега нестабильно, что в свою очередь может быть вызвано как разной структурой строения снежинок в том или ином слое, так и разными температурами в слоях и по ряду других причин. Знание всех этих закономерностей может вам очень сильно помочь в «горнолыжных походах».

 

То есть при наличии знаний можно взглянуть на снег и определить возможную опасность?

 

Как минимум, можно определить, насколько этот снег плотный и стоит ли по нему кататься. Хотя, как показывает практика, одного взгляда мало. Слишком легко ошибиться. Разберем пример. Днем выпал снег, ночью на нем появилась изморозь. После, ранним утром до появления солнца опять выпало 10 – 15 см снега. Появляется лыжник/сноубордист, который видит только «пудру» лежащую сверху. Он не подозревает, что под плотным пластом скрывается скользкая миллиметровая прослойка, которая лежит на еще одном таком же пласте. Наш лыжник/сноубордист начинает спускаться и продавливает снег до нестабильного слоя, и снежный пласт, который может достигать много десятков квадратных метров, обламывается и пускается следом за ним. Далее с большой вероятностью снег засыпает несчастного человека с головой, и начинается отсчёт времени, в течение которого он может быть спасён.

 

Если откопать человека менее чем за 15 минут – шанс выжить 90%, через полчаса шанс выжить уже не более 30%, и с каждой минутой он прогрессивно падает. В случае отсутствия у засыпанного человека включённого бипера, а у его друзей биперов, лавинных щупов и лавинных лопат, шанс откопать жертву за первые 30 минут ничтожно мал. Необходимо заметить, что лавины обычно сходят на склонах с уклоном больше 38 градусов, но также при очень неблагоприятных условиях (к примеру, весной во время оттепели) могут сойти и на склонах от 30 градусов.

 

Каждая лавина требует своего уровня подготовки?

 

Существует 7 основных видов лавин. Из одних выбраться легче, из других сложнее, из третьих невозможно. Лыжная лавина возникает, когда в снегу присутствуют нестабильные слои, которые вследствие давления катающихся начинают съезжать и засыпать их. От такой лавины можно укрыться, съехав в сторону. Мокрая лавина – наиболее часто встречается весной, когда столбик термометра показывает больше ноля. Она достаточно медлительная – около 80 км/ч, но под неё лучше не попадать, так как снег в ней очень тяжелый и способен просто вас «переломать». Ледяная лавина выражается в огромных кусках льда со снегом, которые скалываются  с ледников и летят вниз. Грязевая лавина случается весной из-за того, что снег сходит и цепляет с собой землю. Есть скользящая лавина. Когда земля уже теплая, но еще покрыта снегом, возникает маленькая прослойка воды. В результате снежный пласт берет и сходит на несколько метров. Если вы едете сверху, то ничего особенного не почувствуете. Тут кроется другая опасность – упасть в образовавшийся после съезда части пласта «каньон». Далее идет лавина, «теряющая снег». Суть в том, что на склонах свыше 40 градусов снег держится нестабильно, и бывают случаи, когда он не выдерживает и начинает скатываться под собственным весом. Как правило, это происходит после снегопадов. Самое опасное – это Powder avalanche. Чаще всего из-за шума или просто накапливания очень больших масс снега начинает сход. Он толкает другой снег, вся масса разгоняется с самой вершины, разбивается о скалы и взлетает в воздух, появляется «ударная волна», двигающаяся вперёд и иногда даже вверх по склону. Уйти от такой лавины почти невозможно, ее средняя скорость – 300 километров в час. И здесь еще раз вспомним о ценности курсов. Неприятных ситуаций с лавинами можно избежать, если научиться читать природу.

 

А если обратиться к прогнозу погоды?

 

Одного прогноза будет явно недостаточно. Как минимум, катающимся нужно посмотреть сводки за весь сезон, от первого снега до последнего. В метре снега самый нижний слой, появившийся там 2 месяца назад, может оказаться нестабильным, и это повлечет последствия. Одному человеку в таком случае ничего не будет, но уже компания из четырёх человек может создать критическую нагрузку, весь пласт начнет сходить, и образуется лавина.

 

Помимо прогноза погоды во время прогулки важно следить за направлением ветра по отношению к склону в тех местах, где собираетесь пройти. Так же оцените направление склона по компасу относительно его расположения. К примеру, в один и тот же день можно беспрепятственно кататься на северном склоне, но создать несколько лавин на южном. Каждый шаг необходимо просчитывать.

 

А теория на курсах подкрепляется практикой?

 

Разумеется. Во время обучения мы еще раз потренировались в использовании щупов, биперов, лопат.  По статистике, человек с ростом 1,75 метров обычно закопан на глубине 105 сантиметров. Поэтому, чтобы его откопать, потребуется откидать примерно 3 тонны снега. При этом нужно придерживаться тонкой техники, что бы сделать все правильно, максимально быстро и спасти пострадавшего. Если человека удается откопать в течение 15 минут, вероятность, что он погиб – 10%. Если продолжительность – 30 минут, вероятность – более 30%. Далее идет вероятность почти 99%, поэтому времени на то, чтобы дождаться подмогу, попросту нет.

 

Через 15 минут после попадания человека под снег его еще можно откачать от клинической смерти путем непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Позже прилетит вертолет, но в первые минуты помочь ему можете только вы. Именно поэтому минимальные требования к тем, кто решил заниматься фрирайдом – это  наличие снаряжения (рюкзак, в котором помещается лавинная лопата, щуп и аптечка первой помощи, что касается бипера, то он должен быть при Вас, а не в рюкзаке, если, конечно, рюкзак для Вас не важнее ;)) и навыки оказания первой помощи.

 

Что происходит, когда человек попадает под лавину?

 

Если проходит лавина, и кто-то закопался, в немедленном порядке вся группа должна выключить биперы. Далее  руководитель спасательной операции включает свой датчик на режим «Search». Прибор стрелочками показывает место, где есть включенные биперы, и указывает расстояние до него. После установления примерного места нахождения жертвы начинаем работать щупом. После обнаружения, по меткам на щупе определяем глубину, на которой находится пострадавший. Далее нужно отмерить такую же длину вниз по склону и начинать там копать. Копать непосредственно над человеком нельзя. Во-первых, придется откидать намного больше снега, причём вверх из образовавшейся ямы, а не вниз по склону и потерять драгоценное время, во-вторых, есть риск раздавить воздушную подушку у пострадавшего, если она у него образовалась. Один человек лопатой колет, другие снег отгребают. По очереди все меняются.

 

Возможно, мы посвятим этому несколько уроков в школе сноубординга, ведь в любом случае, в первую очередь, спасатели на склоне – это вы сами и друзья, которые с вами катаются.

 

У сноубордиста должны быть лопата, щуп… А как насчет азарта, присутствует ли он, когда хочется покорить новый склон?

 

Азарт есть, но и здравый смысл присутствует. Если есть склон и он безопасен, почему бы по нему не прокатиться на полную катушку. Если есть вероятность более 30%, что на нём сойдёт лавина, кататься по нему мне лично уже не хочется. Конечно, есть бесбашенные люди, которые спускаются, инициируют лавины и иногда погибают, но гиды-инструктора такой риск себе позволить не могут. Гиды ведут за собой группу и несут ответственность за чужие жизни.

 

Илья, стоит ли бояться лавин сноубордистам, тренирующимся в Приморье?

 

Для того, чтобы сошла лавина нужно несколько условий: снег, причинный фактор, человеческий или природный, и большая крутизна склона. Если крутизна менее 40 градусов, особо ожидать опасностей не стоит. Да, лавина может сойти и при 30 градусах, но для этого нужно много снега. В Приморье произойти такое может только весной, когда все везде тает, либо в очень снежную зиму. В среднем, крутизна склонов для катания на сноуборде по краю составляет 15-20 градусов.

 

Значит, если планов, выезжать за пределы края, нет, можно обойтись без серьезного изучения сезонных сводок и прогнозов?

 

Могу сказать, что лишними сводки и прогнозы не будут никогда. Однако если делать это не очень хочется, всегда можно обратиться к несложным тестам, знакомым каждому опытному сноубордисту. По прибытии на место нужно элементарно раскопать ямку и оценить слои снега. Либо можно капнуть лопатой куб 20х20 сантиметров, приподнять его и шлепнуть снизу ладошкой. Если куб упадет ровным пластом, хорошо, если окажется рыхлым и рассыплется на слои – то стоит задуматься: «а стоит ли?».

 

Наверно, у всех горнолыжек есть свои плюсы и минусы. Может Альпы и просторнее, но та же «Комета» намного безопаснее.

 

Скорее, дело не в просторе, но о плюсах и минусах подмечено верно. Большие склоны съедают райдеров. На той же «Комете» с ее небольшими трассами, ты выжимаешь максимум из каждой кочки, каждой ямки или другого препятствия. Особо разогнаться негде, и поэтому начинается интенсивное оттачивание техники. На пути в 16-20 километров весь интенсив теряется. На огромных скоростях просто забываешь про технику, и большинство кочек, конечно, тоже пропускается. Оттачивать свое мастерство на каждой из них попросту устанешь, а уставать, когда в твоем распоряжении такие огромные трассы очень не хочется.

 

Владивосток – замечательное место для оттачивания техники сноубординга. Длина трасс для тех, кто хочет просто погонять или научиться делать какие-то трюки, здесь больше, чем достаточно. Поэтому при первой же возможности приезжайте в Анисимовку, Арсеньев, на «Комету» или на другие ГЛЦ нашего края, о которых вы можете подчеркнуть информацию на портале Slenergy.ru, катайтесь на здоровье и не забывайте про свою безопасность!


 

 Фотоотчет