7 °C

Антон Шевченко – “Первая волна”

(Редактор)


«Смотрите, какой большой дядя на таком маленьком велике»
Ребенок про ВМХ

 
Ты один из лучших райдеров города, как тебе это удалось?
Я ВМХ занимаюсь больше 7 лет, один из тех, кто начинал здесь это движение – первая волна. Это сейчас оно массовое, а тогда нас было человек 10, все на уровне тусовки. Некий андеграунд. Просто собирались друзья вечерами покататься, смотрели МТВ, учили трюки по американским видео. Тогда мы их доставали по большому блату из Москвы или из Штатов. Много тренировались.
И вот однажды пришла в голову идея: «А почему бы не слетать на родину BMX?» На следующий день мы с другом уже оформляли документы.
 
Что с тобой произошло в США?
Америка – это весело! Нас было человек 10, жили дружно, за 250 баксов с каждого, в доме, поделенном на 2 части. И на второй половине постоянно тусовались разные американцы. В подвале мы нашли огромные старые колонки и стали устраивать уже свои тусы. И вот в один вечер нам аккуратно подсовывают под дверь бумажку, где по-русски написано: «Убавьте басы, пожалуйста». Видимо переводчик в google сделал свое дело.
 
…Там все было в новинку, совсем другие территории. Работа полиции «порадовала». В России можно хоть целый день кататься в одном месте, а там буквально через несколько минут приезжают копы. Как-то делал сложный трюк, смотрю, ребят нет, зато полиция есть. Правда, я объяснил, что неместный, правил не знаю. Отнеслись с пониманием, отпустили. Поэтому там, чтобы покатать стрит, надо постоянно перемещаться с места на место, катаясь буквально по нескольку минут.
 
И еще мы заблуждались, когда думали, что в Америке парки есть везде. В основном они самодельные, а нормальные находятся на западном побережье – дисциплина пошла оттуда.
Первый свой парк нашли по интернету где-то в пригороде Бостона, достаточно далеко от нас. Из-за этого купили машину – Тойоту 92 года за 600 баксов без техосмотра, без прав, без номеров. Катались наобум. А чтобы как – то «подстраховаться» попросили чувака, который продал нам машину прикрутить липовые номера сзади.
 
По ВМХ уровень в штатах конечно выше, но мы с ними катались примерно одинаково. В парке они нас делали, а в стрите мы их в чем-то откатывали. Там были и профи, для которых это работа. Нормальные чуваки, могут что-то объяснить, показать, помочь. Одного спонсировала компания VANS – предоставляла ему крутые башмаки. Он нам их пытался продать за 20 баксов. Так что они там тоже что-то мутят, не так уж много им платят на спонсорстве. Заработать на этом нельзя – это миф! Так получалось, наверное, только у отцов ВМХ, тех, кто первыми начинал. А сейчас, например, один из лучших райдеров моего времени Кевин Портер, работает в кофейне официантом, чтобы иметь возможность заниматься и жить. А кататься и горя не знать – не получится, здесь надо выбирать.
После поездки мой уровень сильно поднялся, и я понял, что если здесь не будет развития, то и мы кататься не будем, можно сразу завязывать. Я решил развивать ВМХ в Приморье.
 
Как удалось развить целое движение в Приморье?
Мы собрали всех райдеров на одном сайте – так появилась ВМХ-тусовка, и решили строить парк «Под мостом».
Самый первый парк собрали из деревянных поддонов и всякого мусора от молокозавода и провели там первые соревнования Under the bridge for 1. Со временем сделали все более профессионально, но нам его сожгли. Говорили, что гопоте какой-то было просто по приколу. Хотя я не думаю. Он горел 2 ночи, во вторую остатки дожигали. Какой прикол? Руки, конечно, сначала опускались, но потом я все-таки собрал народ, вложил свои средства и уже вместе мы стали строиться заново. Деньги не отбились, зато парк был. Вот так мы и восстанавливали его раз 5-6. То сломают, то на доски разберут.
Когда мы начали проводить соревнования, никто нами не интересовался. Провели уже 3 контеста, а на четвертый, который получился особенно массовым, пожаловала милиция во главе с заместителем мэра. Начали нас душить за незаконную организацию, но мы вроде договорились и даже о сотрудничестве поговорили.
 
А вообще многие люди в принципе не понимают, что это за спорт и почему такой маленький велосипед. Часто слышишь: «Зачем тебе такой велик, что на нем делать?» А на ответ «трюки» тут же спрашивают: «Это что, цирк?» Или малыши в садике восторгаются: «Смотрите, какой большой дядя на таком маленьком велике». Им, правда, простительно. Приходится отвечать, что на большой пока денег не хватило, поднакоплю-поменяю. Раньше раздражало, а сейчас просто смешно. Тем более часто ухмылки на лицах пропадают, сменяясь живым интересом, когда народ видит что можно на нем делать.
 
Расскажи про свои личные успехи, как райдера
Я счастлив – катался много, везде участвовал. Так, однажды, еще до поездки в штаты, нас пригласили выступить на Сахалине на хип-хоп фестивале. Дорогу-проживание оплачивали. Почему бы не съездить? Там по всему городу висели баннеры здоровые: приезжают ребята из Владивостока. Приятно. Выступали на сцене, трюки показывали, флэт. Получился такой экспромт. Народ на ура все воспринял, даже автографы брали. Хотя на самом деле я против этого. Если устраивать соревнования, то полноценные, с фигурами.
 
Фигуры, сложные трюки значат страшные падения, как бороться с травматичностью?
ВМХ, конечно, опасный вид спорта. За границей были даже смертельные случаи. Надо хорошо соизмерять свои возможности и способности и помнить, что есть такое понятие как байк-контроль. Чем больше и разнообразнее ты пробуешь трюков, фигур, прыжков, тем больше контролируешь происходящее. Ведь трюки можно выучить только опытным путем: если приземлился на велик в педали, значит, выучил, поэтому без падений не обойтись. Но когда появляется опыт, байк-контроль, то и падения уже не такие жесткие. Ты еще в воздухе понимаешь, что делаешь что-то неправильно и можешь вовремя сгруппироваться или изменить фигуру. Тем более, что во Владивостоке мы не рискуем так дико, как в Америке, да и 4-х метровых рамп, с которых просто страшно съехать, у нас нет.
 
Я знаю, что многие относятся к велосипеду как к другу, а ты при выполнении таких трюков больше боишься за себя или за него?
До поездки в Америку я относился к велосипеду, как к части себя. Но в Штатах дал прокатиться знакомому и он его поцарапал. Как так? Это же велик, деньги… А он говорит: «Ты что, это же просто груда железа». Я почему-то долго думал над его словами и решил, что действительно, он без меня ничего не значит. Велик и велик. Все дело в тебе. Если ты умеешь делать трюк – ты сделаешь его на любом велосипеде. А сильно беречь его не стоит. Раньше помню, хотел что-то сделать и думал, а вдруг испорчу? А сейчас: «Блин, это же обычное железо, одной царапиной больше, одной меньше».
 
ВМХ поменял тебя?
Я очень сильно изменился. Другие интересы, другие разговоры, другие друзья. Меня захватывает то, что творится вокруг. Наверное, стал более дружелюбным. Спорт вообще к этому располагает. Я не думаю, что ребята, которым нравится сидеть на районе и грызть семечки просто так возьмут в свою компанию того, кто им предложит закорефаниться и погрызть семечки вместе.
 
Хотя новичков я воспринимаю с опаской, недоверием. И причина очень простая. Ты вкладываешь в человека свои силы, душу, общаешься – учишь – объясняешь, а он через некоторое время на мопед пересаживает, потому что девчонкам так больше нравится. Сейчас я не трачусь на таких людей, могу что-то посоветовать и все. Реально помочь можно, если у человека сильное стремление. А когда оно есть, он будет тренироваться, не зависимо от обстоятельств: косых взглядов, или отсутствия помощи.
 
Вот мой первый байк стоил 300 долларов – это серьезные деньги для того времени, и чтобы их потратить, нужно было иметь реальное желание заниматься еще до его покупки. У меня просто был какой-то щелчок в голове, и вот, я уже еду по городу с другом, потому что больше ничего не умею и не знаю. Скользить на наклонных перилах для меня тогда было самым страшным трюком. Мы смотрели на это со стороны и уже боялись. Но попробовав пару раз все меняется – ты понимаешь, что смог себя пересилить. Это невероятно крутые ощущения!