7 °C

Роман Нестеренко: “Падения тоже могут быть шикарными”

(Редактор)

 


Раздались аплодисменты, боль прошла и я поехал…

Это был Домбай, 2004 год, Чемпионат России. Первая серьезная гонка – Мегалавина. Поднимаешься на верхушку горы (высота около 3200). Холод, шорты, джерси, короткие рукава, человек 40-50 участников. Где финиш не ясно. Снег, трава, камни, дороги нет, потом еще трасса ДХ… время первого райдера было 15 минут.

 



 
Со старта ушел шикарно, но ближе к концу снежного участка трассы в меня въехали сзади, образовалась куча-мала. Кое-как выбрался, а вся эта «куча» уже впереди едет по серпантину дороги. Пришлось резать по кустам, со спрятанными в них камнями, чтобы догнать лидеров. И вот они уже рядом, дорога делает плавный, но закрытый поворот на спуске. Справа от меня товарищ по команде, а впереди обрыв, который выходит прямо на большой кавказский, дубовый стол. Скорость примерно 60, ситуацию исправить не получается, свернуть некуда и я приземляюсь спиной в столешницу, опрокидываю на себя чужое пиво… Провалялся минут двадцать, а когда поднялся вокруг раздались дикие аплодисменты. Сразу появились силы, боль прошла, я поехал к финишу, по пути обогнав еще человек десять.
Следом проходил ДХ, трасса около шести минут, нагрузка на руки такая, что даже распрямить их не получалось после спуска. А у меня после падения жуткая боль в голове, я почти кричал. Но не поехать на гонку не мог, хоть и проехал плохо, был шестым или седьмым, от первого отстал секунд на 20.
 
На Россию ты выезжал несколько раз, как попал на следующие гонки?
Спонтанно, я долго не катался, работал, копил на машину, вместо нее в итоге опять купил велосипед и поехал на соревнования в 2006 году в Пятигорск. И там получилось по возрастающей: в ДХ снова стал шестым, в байкер кроссе занял третье место и получил звание «Лучший райдер соревнований», а вот фрирайд откатал очень круто. Хотя изначально и возникали сомнения, зная свои способности к падениям, и наблюдая, как даже местные активно кувыркаются на трассе – там просто не остановиться, либо в дерево, либо на бок, слишком сильный уклон.
 



 
Но на гонке у меня получилось «поймать» настроение и почти всю трассу пройти без происшествий. У нее было два основных направления: либо большой объезд по более пологой и простой дороге, но за ним финишная сопочка, на которую райдеры велосипеды еле затягивали, либо прямо вниз по очень крутому склону, на котором множество «сюрпризов». Вот я и решил проехать прямо. Но уже почти в конце шел интересный участок – при выходе из леса предупреждающая ленточка обозначала трассу по дуге. А что бы было, если поехать прямо на финиш – никто не знал. Я на очень хорошей скорости вылетел из леса, успел только увидеть разрывающуюся ленту и понял, что падаю вниз. Оказывается, там три скалы по полтора-два метра стояли, и их надо было сбоку огибать по ленточке. Со стороны мое падение смотрелось шикарно, как – будто так и задумано. Я приземлился задним колесом на вторую скалу, спрыгнул вниз, промчался к последней поляне, чуть не сбил судью и финишировал с отрывом от остальных в 30 секунд! Народ был в шоке, сам я тоже.
 
Твой велосипед серьезно помогает на таких гонках?
Оба раза на России мой велосипед был признан одним из худших. В первый раз – у меня сзади стояли тормоза ви-брейки, когда все давно уже катали на дисковых, во второй раз – это был «К2 времен динозавров» как потом про мой вел написали в журнале. Но после его заслуг в виде супер прыжков во фрирайде, мне предложили 1000 долларов – запредельную сумму за этот раритет. Только я понимал, что продав, останусь вообще без велика, а я еще в Приморье на гонку собирался, после которой он и умер своей смертью – просто развалился.
 
На выездных соревнованиях все весело, что интересного происходит в нашем городе?
Последние запомнившиеся соревнования проходили этой зимой в форту №7, которые проводил Экстрим-клуб. Там целый лабиринт из лестниц и поворотов, скорость 50-55, тьма кромешная, куда ехать – не видно, по бокам локти еле помещаются, а туннель только сужается и сужается, места не остается, если падать, то по кругу стены. И тут поворот в 90 градусов, а у меня маневренности ноль – на велосипеде, почему то стоит вилка для прыжков, а не для ДХ… В общем супер! Такие впечатления, такой кайф!



 

Когда ты осознал, что велосипед это твое?
На профессиональных занятиях плаванием, где мы с братом познакомились с Денисом Зарецким и решили съездить с ним на соревнования. ХС в юниорах я выиграл, а на ДХ пришлось кидать жребий за чужой шлем. Он оказался в два раза больше моей головы и на повороте сдвинулся на глаза. Я на скорости пытался одной рукой его поднять, второй рулить, ну и естественно упал. Правда, на финише все равно стал четвертым. А в необходимости шлема убедился потом, через кучу своих сотрясений.
 
Теперь стал аккуратнее, заранее готовишься к падениям?
Я без этого головного убора даже по лесу кататься не поеду. Само прозвище Гастелло агитирует меня к падениям. Плюс я активно занимался строительством трамплинов, которые ставятся согласно физическим и теоретическим знаниям, то есть наобум, а скорость подбирается мной путем проб и ошибок. Я однажды пытался расчертить трамплин грамотно, просчитать все, но понял, что к самому полету никакой точный расчет не предъявишь – в формулу придется вводить прожатие подвески, амортизатора, положение тела при вылете.
 



 

Ты так ломаешься, что заставляет опять свалиться на велосипед?
Кайф, наслаждение. Едешь и забываешь обо всем. Не знаю, что может заставить отказаться от него. В прошлом году рухнул и сломал таз прямо на глазах своей девушки. Была ее попытка поставить вопрос ребром, но встречались мы еще совсем недолго, а вот на велосипеде я уже катался много лет, поэтому эта тема сразу замялась.
 



 
Даже в школьном сочинении (с которыми у меня всегда были трудности) на тему хобби рассказал о велосипеде и получил отлично)))
 
Видимо к спорту ты относишься серьезнее, чем к просто увлечению, и тренировки у тебя совсем не простые
К серьезным соревнованиям я всегда готовился хорошо. Только я долгое время ошибался, считая, что в ДХ устают именно ноги, ехал всегда на грани – не очень технично, но быстро. Например, стенку резал по своей траектории, корпусом не вкладывался. И выглядело это так, что вот-вот сорвусь, как и бывало частенько. После многих лет катания я понял, как важно обращать внимание на технику, теперь стараюсь, чтобы у меня работали все мышцы. К своему первому выезду на кубок России в Красноярск 2003 я несколько месяцев занимался у Анатолия Ивановича – дедушки велоспорта. Штанга, шоссейный велосипед, бег по лестницам зимой часа полтора – жуткое занятие. Я до сих пор считаю, что так и должны готовиться юниоры, если стремятся чего-то добиться.
 
Сумасшедший случай из твоей практики…
Мертвая петля, установленная не правильно, о чем я, конечно, не знал.



 
За отсутствием стритового велосипеда или ВМХ взял свой двухподвес и поехал. На входе в круг у меня продавливается вилка, потом подвеска, при этом вилка уже отыгрывает обратно и, несмотря на то, что сам я парень крепкий на выходе у меня руки постепенно отрывает от руля и в итоге их просто срывает. Велик на дикой скорости улетает в одну сторону, я отправляюсь в другую. И так раз десять, падение за падением. Вот это адреналин!