19 °C

Велосипедисты Хабаровска совершили поездку по замерзшему Амуру

Мария Прус (Текст)
Артем Щуковский (Фото)

С 15-го по 16 января группа активистов совершила зимнее велопутешествие из Хабаровска в Сикачи-Алян и обратно. Несмотря на холод, лед и сложный маршрут, спортсмены отлично справились и рассказали редакции Slenergy, как прошла поездка, как можно подготовиться к такому путешествию и что в маршруте показалось самым сложным.

Подготовка снаряжения

Организатор поездки — Артем Щуковский, известный в Хабаровске велосипедист и организатор многих веломероприятий. Он решил доказать, что велосипед создан не только для теплого времени года и отказываться от него на полгода из-за длинной дальневосточной зимы не самая лучшая идея. К тому же зимой тоже нужно поддерживать спортивную форму. Но летний велосипед для такой затеи не подходит.

«Будучи веломехаником, я прекрасно представлял, какой именно велосипед нужен для зимы. Максимально простой и надежный, без амортизаторов, с переключателем только сзади и незамерзающими тормозами. Выбор пал на популярный в последние годы фэтбайк — велосипед с широкими колесами, позволяющий кататься по сложному рельефу, включая рыхлый снег, лед (при наличии шипованной резины), песок и т. д.», — рассказывает Артем Щуковский.

После приобретения велосипеда он провел эксперименты с обувью и одеждой для катания. Каждая поездка зимой на велосипеде давала новый опыт, что помогало собираться в следующие поездки уже более плодотворно.

«В итоге формула оказалась простой: теплая обувь и перчатки (либо специальные утепленные чехлы для рук на руль), горнолыжный шлем и довольно легкие непродуваемые штаны и куртка. В идеальных условиях должно быть чуть прохладно стоять и комфортно, не жарко ехать», — поделился Артем своими наблюдениями.

С собой в дорогу участники взяли запас горячего и холодного питья, продукты на день, запасные перчатки, носки, шапки, базовый набор инструментов для полевого ремонта, фонари на случай езды в темноте и запасные источники питания для смартфонов и фар. Карта поездки была загружена в приложение на смартфоне.

Выбор маршрута

Стоит отметить, что поездка на петроглифы (выбитые или нанесенные краской изображения на каменной основе) Сикачи-Аляна (национальное нанайское село в Хабаровском районе Хабаровского края, один из центров туризма в крае) не стала первой. До этого Артем с единомышленниками уже катались по горам Большого Хехцира, по льду Амура и протокам вокруг островов напротив Хабаровска, также было и трехдневное приключение в горах на Амуте, где они автономно путешествовали по снегоходным тропинкам на высоте около 1000 метров.

Но поездка в Сикачи-Алян отличалась от предыдущих. Она была проведена в формате гран фондо — то есть поездка на дистанцию более 100 км за сутки. Участники велозаезда поставили себе две основных задачи: проверить свою подготовку и свои велосипеды и доказать, что зимой кататься интересно.

«Маршрут хотелось выбрать в какое-то примечательное место, чтобы не просто 50 км по трассе в одну сторону и 50 км обратно. Но самый интересный сюрприз подкинула нам зима — почти полное отсутствие снега. Это открывает огромные возможности катания по льду почти в любом направлении: по рекам и протокам можно посетить места, до которых в теплое время года добраться невозможно, да и при снежной зиме это весьма затруднительно.

Изучив карты и пообщавшись с бывалыми любителями зимней рыбалки, я выяснил, что в сторону Комсомольска-на-Амуре лед очень прочный, а рыбаками проложены ледовые автодороги на большое расстояние — скорее всего, до Сикачи-Аляна, а возможно, и дальше. Расстояние на карте было определено как 60 км в одну сторону даже с учетом обхода сложных участков льда. Учитывая летний и зимний опыт катания, решили, что 120 км нам под силу проехать за световой день — это 8,5 часа. Далее станет понятно, как глубоко мы ошибались. Выбрали теплое и безветренное воскресенье, погода обещала быть очень приятной: -10 градусов днем и -18 ночью и абсолютный штиль. Здесь отмечу, что находиться на льду во время сильного ветра очень неприятно, во-первых, из-за холода, а во-вторых, это очень затрудняет движение. При боковом ветре велосипед просто сдувает со льда, частые падения на крайне скользкой поверхности опасны как для техники, так и для велосипедиста», — поделился впечатлениями Артем.

Рискнуть с Артемом решили еще два спортсмена — Дмитрий Давыдов и Дмитрий Сидельников. В итоге получилось, что фэтбайк был один, а двое участников велозаезда взяли обыкновенные велосипеды и подготовили их для зимнего катания — заменили покрышки на узкие шипованные, предназначенные специально для катания по льду.

Старт

Путешествие началось с рассветом, в 8.30 утра, а к 9.00 спортсмены уже пересекли Амур в районе моста. Но первые приключения случились уже через час. Дмитрий Давыдов, который ехал на фэтбайке, упал на неровном льду и повредил задний переключатель. Он принял решение вернуться обратно — на тот момент спортсмены не успели уехать далеко.

«Лед не преподносил никаких сюрпризов, хотя понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к поведению велосипеда на узких покрышках на крайне скользком покрытии. Рыбаки были удивлены и приветствовали нас на протяжении первой половины маршрута. Чем дальше мы уезжали, тем меньше их становилось. Местами встречались сложные участки с торосами, но автомобили накатали приемлемые для движения тропы. Раз в 30–40 минут делали остановки на небольшой отдых и перекус», — вспоминает Артем.

Изначально велосипедисты планировали повернуть назад после 14.00, если не достигнут конца маршрута, чтобы вернуться засветло. Ближе к обеду они поняли, что едут несколько медленнее, чем планировали, из-за усложнившегося рельефа льда. Трещины и неровности требовали очень большого внимания и снижения скорости движения. В 14.00 до Сикачи-Аляна оставалось около 15 км, и Артем с Дмитрием приняли решение доехать и пополнить там запасы горячего чая.

«Очень не хотелось разворачиваться, не достигнув цели, тем более что силы были, хотя мы понимали, что последнюю часть маршрута придется ехать в темноте», — отмечает Артем.

К 15.00 точка назначения была достигнута. Местные накормили обедом и наполнили термосы кипятком. После небольшого отдыха участники поехали смотреть знаменитые древние петроглифы. К сожалению, на полноценную экскурсию у них уже не было времени.

Возвращение

Здесь они решили свериться с маршрутом и пришли в ужас от того, что вместо 60 км, на которые они рассчитывали изначально, они проехали 80 км, а значит, дорога назад будет дольше и сложнее запланированной. Велосипедисты думали, что вернутся обратно в Хабаровск через 8,5 часа, а в итоге получилось, что в одну сторону ехали 6,5 часа.

«На обратном пути любовались прекрасными закатами, а потом пришло время включить освещение — и начали проявляться первые сложности. Во-первых, начала сказываться усталость: десять часов в седле в одной позе и с максимальной внимательностью давали о себе знать.

Во-вторых, холодало, одежда была уже изрядно промокшая от дня энергичного кручения педалей, а значит, грела уже не так хорошо. Вследствие этого у организма увеличились затраты энергии не только на поездку, но и на обогрев. Начал просыпаться голод, и мы порадовались, что взяли с собой еды с запасом, хотя везти тяжелые рюкзаки было не слишком комфортно.

В-третьих, психологически очень сложно в темноте смотреть только вперед, чтобы не упасть. Любая потеря внимания даже на секунду чревата падением и травмой, чего очень не хотелось. Помимо этого, ночью на льду все вокруг одинаковое, никаких ориентиров и заметных объектов, ехали только по карте, каждые десять минут останавливались и сверялись с маршрутом. Это было важно, т. к. ехать по непроверенному льду очень не хотелось. Но даже с картой несколько раз сбивались, и приходилось возвращаться. Некоторые участки проходили пешком — это помогало согреть ноги», — вспоминает Артем.

В темноте, лишь при небольшом свете фары спортсмены провели более семи часов. Вокруг них не было никаких населенных пунктов и людей. Соответственно, и шансов на эвакуацию тоже. К сожалению, без падений не обошлось. Переднее колесо велосипеда Артема попало в трещину, присыпанную ледяной крошкой. Произошло это за 30 км до дома, очень повезло, что велосипедист не получил серьезных травм, а «железный конь» остался на ходу. Продолжили путь спортсмены еще аккуратнее, чем прежде.

«Последние 15 км оказались очень сложными морально. Время было за полночь, впереди мы видели огни Хабаровского моста, но приближались они пугающе медленно, силы были на исходе. Но к часу ночи мы добрались до рыбацкой тропы, перебрались на правый берег и измотанные, но довольные собой разошлись по домам.

В итоге вместо 8,5 часа поездка заняла 16,5, пробег вместо 110–120 км планируемых вышел 160. После этого один день понадобился на восстановление. Но мы доказали, что такие выезды возможны и многим под силу, нужно только грамотно готовиться, ну и, наверное, иметь немного безумия. А покататься в выходной несколько часов может вообще каждый владелец велосипеда, ничего, кроме желания, для этого не нужно», — отметил Артем Щуковский.


 Фотоотчет Slenergy


Загрузка...