13 °C

Велопутешественник Максим Китаев: из Подмосковья до Владивостока за 118 дней

Мария Прус (Текст)

Велосипедист Максим Китаев проехал 10 492 километра за 118 дней из города Жуковского Московской области до Владивостока. Что было самым сложным в его пути, как запланировать подобное путешествие и какие впечатления он получил — в нашем интервью.

— Вы путешествуете таким образом каждое лето? У вас такой отпуск?

— Да, это мой отпуск с 2014 года. Я пропустил в прошлом году и вот спустя два года отправился во Владивосток.

— Куда вы ездили до этого?

— Первая поездка была от города Жуковского, где я живу, до Грузии в 2013 году. Спонтанно и без подготовки взял рюкзак и поехал. По ходу движения пришлось купить багажник и поменять сиденье, потому что ехать было неудобно. Спустя 17 дней я доехал до Грузии, преодолел 2051 километр. Я начал рассказывать об этом в социальных сетях, все видели, как я ехал, куда. Постепенно начали набираться подписчики.

— Как так? Просто взять и рвануть в Грузию?

— Я почему-то подумал, что это круто. Спустя дней пять я прозрел и подумал: «На фиг я в это ввязался?» Было холодно, шли дожди — ноябрь, я толком не подготовился. Но из-за того, что за мной следили подписчики, я говорил себе: «Нельзя, надо идти вперед, я же опозорюсь». А в следующем году, в феврале 2014-го, я полетел с велосипедом в Таиланд. Я всегда любил ездить туда как турист. Там я проехал через весь Таиланд, Малайзию и закончил в Сингапуре. Там за 29 дней я проехал 3561 километр.

Потом осенью я получил визу в Японию. Там было сложнее, приглашали на собеседование по визе, показывал свой маршрут. Тоже месяц гонял по стране — красивая.

— Что было после Японии?

— В Европу я никогда не хотел, в Америку тоже. Прошел год, и я решил в феврале 2016 года отправиться в Индию. Она грязная, если не туристическое место. А я ездил по диким местам. Стоишь в пробке — рядом мусор по колено. Я любил ездить по вечерам, потому что днем жарко и я обгорал. Ночью там молодежь меня предупреждала, что может быть опасно. Но если я останавливался ночью и рядом кто-то начинал тормозить, то я просто сразу начинал двигаться дальше. Днем меня постоянно просили остановиться, сфотографироваться: «Путин, Путин».

— А у вас флаг с собой был?

— Конечно! Всегда висел флаг, независимо от того, какая страна. Даже терял, возвращался за ним обратно.

— И вот в 2018 году вы вернулись в ряды путешественников. Почему Владивосток?

— В этом году я был настроен. И, давая интервью местному подмосковному каналу, обронил, что хочу поехать. Мысли были, что надо по России поехать, зачем увозить деньги за рубеж? (Смеется.)

Но работы море, времени свободного нет. Понял, что чахну от этого, пополнел немного от сидячего образа жизни. И решил, что все-таки поеду. Быстро, спонтанно начал готовиться. И то толком не готовился.

— А чем вы занимаетесь? Где работаете?

— Я занимаюсь сайтами. Недавно зарегистрировали новую фирму, сделали визитки. А я поехал. Нет чтобы работать, а я поехал кататься.

— За сколько вы начали готовиться к этому путешествию?

— Готовиться по-хорошему надо задолго. А я — дней за 5–7. Даже в день отъезда поехал на фирму, компьютер нужно было починить. В обмундировании, толстенький еще. Наверное, лучше за месяц планировать. Кто-то полностью планирует маршрут, где и в какое время поедет. Я считаю, что это нереально. Вдруг поломка или что-то еще, и график нарушится.

В Хабаровске одна компания оплатила мне гостиницу. И мне нужно было успеть до начала брони туда приехать. Это было очень сложно, пришлось преодолевать себя, чтобы успеть. Я не люблю все планировать до мелочей, потому что не знаешь, что может произойти, как быстро доберешься до того или иного места. Перед этим я еще поспал три часа, еле-еле въехал в Хабаровск, без сил. Пока восстановился, пока отдохнул, толком и город не посмотрел.

— Что главное перед поездкой нужно сделать?

— Морально себя настроить, чтобы не сдаться. Но если этого боишься, то старайся афишировать. Между своими друзьями группу создавай, чтобы стыдно им было в случае чего в глаза смотреть. Сейчас-то я уже понимаю, что при любом испытании не сдамся морально. Уже знаю, что это такое и как это пройти.

— А вам хотелось сдаться и все бросить?

— Первые три недели очень хотелось. У меня ломался велосипед, полностью сломался прицеп. Кое-как починил.

— Что останавливало?

— Я знал, что за мной следят, что я должен это преодолеть.

— Вы сразу планировали, что это будет длиться все лето?

— Сначала я планировал осуществить путешествие за три месяца — с 7 июня по 7 сентября. Но понимал, что не получается. Потом решил округлить до 100 дней, но в итоге вышло 118.

— Что было сложнее: морально преодолеть путь или физически?

— Я думаю, морально. Была плохая погода, под конец маршрута уже где-то был снег. В Сковородине уже было до -5, а я без теплой одежды. Ты едешь в горку, потеешь, а потом спускаешься с нее, и тебе очень холодно. Эта совокупность холода и подъемов — самое жуткое.

— Вам не было скучно одному?

— Нет. Может быть, я по жизни одиночка. Многие ездят так. А кто ездит вдвоем, то это совсем классные люди, которые умеют договориться. Или они оба спокойные, я не знаю. У меня как — захотел 50 километров, а напарник может сказать: «Максим, у меня настроение боевое, я хочу 100». И получается, что он может обижаться или быть недоволен. Поэтому даже на маленькие дистанции в 200 или 1000 километров тяжело ездить вдвоем, а уже тем более компанией.

— Вы брали какие-то книги или фильмы с собой?

— Я ехал в наушниках, слушал в основном энергичную музыку. Иногда книги слушал, но я отвлекался на них. В палатке чаще слушал книги или смотрел какие-нибудь документальные фильмы, видео.

— Где вы обычно останавливались?

— В палатке или в гостинице.

— А как вы решали, когда где?

— Я старался, чтобы, во-первых, это было экономно. Рассчитывал, что дней 7–10 нужно жить в палатке, а потом отель. Накапливался уже пакет грязной одежды. Я понимал, что нужна стирка. В плане гигиены самое главное — это салфетки. Конечно, дискомфорт был, но салфетки очень выручали.

— Сколько денег вы потратили за поездку?

— Текущая поездка вышла тысяч в 80 за три месяца, а раньше так выходило за месяц путешествия. Конечно, можно сэкономить — больше себе готовить.

— Вам помогали подписчики?

— Один раз стоял около Байкала, шел дождь, подъехала машина, а там мой подписчик. Сказал, что у него пустая квартира, предложил там остаться. Потом свозил меня на теплые озера. Так день потерял, еще где-то больше. Всех моментов не учесть.

— Случалось в поездке что-то опасное?

— После Улан-Удэ меня сбила женщина, сломала мне все ободья, звездочку на велосипеде. Она взяла меня переночевать, на следующий день мы с ее мужем поехали чинить велосипед. Когда его забирали, мужчина не пропустил фуру и нас прижало с двух сторон, машина в хлам, я весь был в стекле. Два дня я таким образом потерял. Хорошо, что обошлось без травм.

Я не настраивал себя на плохое, считал, что все будет окей. Были случаи, когда машины проезжали близко. Я им кричал вслед, но они не замечали. В принципе за 10 тысяч километров благодаря прицепу все обошлось хорошо.

— Хотелось домой во время дороги?

— Не знаю. Это двояко. В зарубежных путешествиях хотелось. А здесь 30 дней, 60, 90, а я еще бодрячком. И вот под самый финиш я много раз представлял, как увижу эту надпись: «Владивосток». У меня мокрыми глаза становились. У меня были две цели — Байкал увидеть и Владивосток. Но уже финишировал и пока не могу переварить. Какая-то пустота внутри. Как будто не так все должно было закончиться. Я пока не могу разобраться в себе. Но восхищения от достигнутой цели я не почувствовал.

— Какие впечатления у вас от Владивостока?

— Город красивый, много достопримечательностей у вас. Может, еще успею какие-то посетить. Я приехал, остановился сначала на Русском в палатке. Если мусор там убрать, то хорошее место.

— Хотелось бы остаться?

— Я никогда особо не люблю застревать городах — машины, пробки. Во Владивостоке объезжал пробки и был подъем — думал, сдохну. Жарко, поднимаешься, дышишь этим всем. Я всегда старался вырваться на природу. Даже кайфовал не столько от достопримечательностей, сколько от природы. Я даже не знаю, как теперь возвращаться в суматоху, как долго привыкать нужно будет.

— Какой регион вам запомнился?

— Мне понравился Байкал. Там я больше всего увидел красот в плане гор, речек. И сам Байкал шикарный. Там много красивых видов. Забайкальский край и Амурская область интересные. Но они оказались и самыми тяжелыми для меня из-за подъемов, однако в этом и их красота. Где прямо, едешь и едешь, там одни поля, ничего особенного.

— А из городов?

— Казань понравилась, Уфа. Еще я, когда ехал, был чемпионат мира по футболу. Посетил фан-зону, поболел за наших. Больше я кайфовал по природе, не по городам. Да, Владивосток по-своему необычен своим островом Русский, мостами.

— Как дороги в России?

— До Хабаровска дороги идеальные. Там, где были плохие, везде ремонтировали по пути. Самая классная дорога до Байкала. Наверное, потому что это самое популярное направление у всех: туристы, мотоциклисты едут на Байкал. В районе Челябинска была плохая дорога, но от Хабаровска до Владивостока было много ям и ужасных участков дороги. Сама полоса тоньше, обочины нет. Две легковые машины и я уже не умещались. В этот день я чаще всего оборачивался назад.

— Классический вопрос: куда отправитесь дальше?

— Не знаю. Я уже пару раз писал, что никуда больше не поеду, завязываю. Но я так каждый раз говорю. Сейчас я понимаю, что нужно для начала завершить сайт. Чтобы там можно было по дням посмотреть. Описать все подробно, может, книгу напишу, потому что много интересных вещей рассказывал в соцсети «ВКонтакте».

Не знаю, будет ли следующее путешествие или нет. Но, наверное, все-таки будет, потому что аудитория набралась, это всем интересно. Хотя я не вижу в этом ничего необычного. Подписчики отправляют меня в Южную Америку, а сам я еще не решил.

— Что вы посоветовали бы людям, которые хотят отправиться в подобное путешествие?

— Я думаю, начинающим надо делать маленькие вылазки с палаткой в 50–100 километров. Например, из центра Владивостока на Русский остров. С этого надо начинать, хотя я не с этого начал. Я спонтанно.


Фото из архива Максима Китаева.


Следи за обновлениями на Slenergy – не пропусти важное!